«Растаможка» грузов: от правовой базы и нюансов оформления документов до этапов процедуры и стоимости услуг
Один из важных этапов перевозки груза через границу — таможенное оформление. Оно может потребоваться как при вывозе товаров из России, так и при ввозе товаров из других стран. Чтобы успешно пройти таможенное оформление груза, необходимо собрать весь необходимый пакет документов и произвести уплату пошлины. Как же правильно оформить все документы и избежать бесполезных затрат времени и денег на преодоление бюрократической трудности?
Единые правила таможенного оформления действуют на всей территории Таможенного союза, в котором участвует Россия. В соответствии с Таможенным кодексом ТС (ТК ТС), требования к процедуре регулируются законодательным актом, который устанавливает все правовые, экономические и организационные аспекты работы таможни и участников ВЭД. Однако, помимо данного документа, действует множество сопутствующих нормативных актов. Например, решения Коллегии Евразийской экономической комиссии, Евразийского межправительственного совета являются документами, которые разъясняют некоторые положения ТК ТС (eurasiancommission.org).
Среди таких документов присутствует решение, утвердившее «Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза». Еще одним примером является решение Евразийского межправительственного совета от 12.08.2016 года № 6, который обсуждает механизм маркировки отдельных категорий товаров контрольными знаками. Кроме того, существует множество других нормативных актов, которые также регулируют таможенное оформление грузов на территории Таможенного союза.
Основные типы таможенных процедур
Каждый представитель бизнеса, кто имеет дело с экспортом и импортом товаров, должен иметь хорошее представление о разных видах таможенных процедур и отличиях между ними. В соответствии со статьей 202 Таможенного кодекса Таможенного союза, существует 17 видов процедур, однако, на практике, чаще всего используются три, которые относятся к основным:
- Выпуск товаров для внутреннего потребления
- Экспорт
- Таможенный транзит
Выпуск товаров для внутреннего потребления
Процедура выпуска товаров для внутреннего потребления применяется в отношении товаров, которые были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза из других стран. Эти товары могут быть использованы в пределах территории Таможенного союза, после оплаты всех таможенных пошлин и налогов они могут быть свободно проданы на рынке. Более подробно о процедуре выпуска товаров для внутреннего потребления будет рассказано ниже.
Экспорт
Процедура экспорта используется при вывозе товаров за пределы территории Таможенного союза и предназначена для постоянного нахождения товаров за ее пределами.
Таможенный транзит
Процедура таможенного транзита подразумевает транспортировку товара через территорию Таможенного союза под таможенным контролем, включая проезд через государства, не входящие в состав Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин и налогов.
Инструкция по «растаможке»
При растаможке груза, нужно придерживаться определенного порядка и соблюдать определенные сроки. Процесс можно разделить на несколько этапов: подготовка документов, уплата платежей и прохождение таможенного контроля. Время на выполнение этапов может быть регламентировано законодательством, в то время как некоторые могут варьироваться. Например:
- Статьи 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 Кодекса регулируют сроки уплаты налогов и пошлин.
- Если срок не установлен таможенным законодательством, перевозчик должен совершить таможенные операции в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, в соответствии со статьей 160 ТК ТС.
- Согласно статье 196 ТК ТС, решение о допуске товара на территорию ТС должно быть принято в течение одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Чтобы ускорить этот этап, рекомендуется подготовить все необходимые документы и оформить декларацию как можно быстрее.
Важно! Прежде чем вывести или ввести груз, необходима регистрация как субъекта ВЭД.
Таможенная процедура – сложный процесс, который необходимо пройти для каждого груза. Для прохождения таможни все документы должны быть подготовлены правильно. Перечень документов зависит от типа груза, целей ввоза и таможенной процедуры. Список всех необходимых документов установлен в статьях 183 и 184 ТК ТС.
В целом, для прохождения таможенных формальностей нужны следующие документы:
- Подтверждение полномочий заявителя.
- Перечень бумаг, подтверждающих факт владения, пользования и распоряжения товаром, включая внешнеторговый договор со всеми приложениями и спецификациями, паспорт сделки, инвойс (переведенный на государственный язык территории, на которой расположен таможенный орган, и заверенный печатью).
- Транспортные документы (накладная СМГС, авианакладная, ТТН, коносамент для морских перевозок, документ о страховании груза) и документы на регистрацию транспортных средств для автомобильных перевозок.
- Документы, подтверждающие соблюдение законодательства стран ТС.
- Документы на товар (акт загрузки, упаковочные листы, содержащие в том числе сведения об упаковке, весе товара), включая подтверждающие его место происхождения (сертификаты, протоколы испытаний и др.), а также факт оплаты товара.
- Бумаги, подтверждающие классификационный код товара по ТН ВЭД.
- Платежные документы, подтверждающие факт уплаты таможенных платежей (таможенная пошлина, акцизный сбор, НДС, таможенные сборы) или право на льготы.
- Подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров с указанием метода расчета стоимости.
- Документ, указывающий на соблюдение требований в части валютного контроля.
Если выбрана письменная форма декларирования, то можно предоставить либо оригиналы документов, либо их заверенные копии. Если заполнение электронной декларации осуществляется правильно, то нет необходимости предоставлять ни копий документов, ни оригиналов (статья 183 пункт 6).
Выпуск товара с территории таможенного пункта осуществляется на основании следующих документов:
- Грузовая таможенная декларация: по форме ТД1, если ввозится товар одного наименования, и ТД2, если наименований два или больше. Документ должен быть подан до момента истечения временного хранения товара.
- Декларация таможенной стоимости по форме ДТС1 или ДТС2.
- Корректировка таможенной стоимости по форме КТС1 для одного наименования товара и КТС2 — для нескольких.
Если документы оформлены правильно, а требуемые сборы оплачены, то таможня дает добро на выпуск товара с территории таможенного пункта. Это означает, что груз может покинуть таможенный пункт.
Рынок услуг по таможенному оформлению товаров в России не является простым для большинства коммерсантов, так как процедура осложнена необходимостью предоставления большого количества документов. Решение растаможить товар самостоятельно часто ведет к длительному затягиванию процесса, потере времени и ненужных затратах на его проведение. В таких случаях многие бизнесмены обращаются к таможенным брокерам — профессионалам, которые имеют богатый опыт работы с таможенным законодательством.
Таможенные брокеры предоставляют различный спектр услуг, включая брокерские, консультационные, экспедиционные, транспортные и складские. Брокерские услуги заключаются в решении всех вопросов, связанных с таможенным администрированием и проведением согласования таможенных процедур. Юридические консультации о таможенном законодательстве предоставляются в рамках консультационных услуг. Экспедиционные услуги включают сопровождение грузов и их таможенное оформление за границей. Транспортные услуги осуществляют перевозку грузов, а складские услуги включают в себя хранение грузов и их маркировку. Большинство компаний предоставляет все эти услуги в комплексе, но заказчик может самостоятельно выбирать, на каком этапе ему необходимо подключить профессионалов.
Стоимость услуг по выпуску товаров на свободный оборот («растаможке») зависит от множества факторов, что делает невозможным назвать точную цифру. Общий расчет стоимости включает в себя оплату:
- заполнения декларации, чья цена напрямую связана с количеством единиц товара;
- всех необходимых сборов и платежей;
- услуг по хранению груза в таможенном терминале или на складе компании;
- сопровождения документов, требующихся для выезда товаров из таможенной зоны.
Перед обращением к брокеру рекомендуется ознакомиться со средней ценой услуг в нескольких компаниях, чтобы сравнить их. Более дешевые цены, чем у конкурентов, могут быть связаны с использованием серыми брокерами — незаконными схемами, которые предлагают подобные организации. В лучшем случае, работая с этими людьми, вы можете стать соучастником преступления и понести соответствующие риски. Возможно, недорогие компании не намерены нарушать законы, однако, у них может отсутствовать опыт взаимодействия с таможней и необходимых документов, подтверждающих статус брокера. Это особенно важно учитывать при работе со вновь созданными организациями, которые не планируют работать в отрасли на долгосрочной основе.
Фото: freepik.com