Малый бизнес по франшизе: стоит ли игра свеч и как выбрать верное направление
Франшиза - это способ создания бизнеса, используя уже известный и проверенный бренд. Выбор франшизы часто рассматривается как шаг на пути к снижению рисков и обеспечению прибыльности. Одно только наличие известного бренда может привлечь лояльных потребителей уже на этапе открытия предприятия. Использование проверенной технологии и профессионального бизнес-плана дополнительно повышает шансы на успешность проекта и быстрый возврат инвестиций.
Согласно Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), количество франчайзинговых точек за 2015 год выросло на 15%, а в первом полугодии 2016 года - еще на 6%. Эксперты рынка объясняют рост отрасли высокой востребованностью франшиз некоторых брендов, а также готовностью молодых предпринимателей к работе с готовым бизнес-концептом. Однако, не стоит рассчитывать на мгновенный успех, так как при открытии франшизы также есть свои риски и трудности.
Франшиза как способ развития бизнеса
Запустить свой бизнес с нуля - это тяжелый труд, требующий много времени и энергии на составление концепции, создание брендбука, разработку бизнес-модели, формирование требований к персоналу и помещению и так далее. Более того, такой подход сопряжен с риском оказаться под завалами бумаг, утонуть в цифрах или провалиться в финансовую пропасть, особенно в период кризиса. Франшиза - это способ, позволяющий избежать многих трудностей, сопутствующих запуску бизнеса, и привнести в свою работу опыт иностранных партнеров.
В то же время, стоит отметить, что франчайзер (управляющая компания) не может полностью контролировать ваш бизнес. Его задача состоит в том, чтобы помочь вам, направляя ваш бизнес в нужном направлении, и решать ряд проблем, связанных с маркетингом, выбором помещения, дизайном торговой точки, поставками и т.д. Не все управляющие компании следуют такой демократичной политике. Но есть исключения: франшиза "Еврочехол" - это пример компании, которая смогла найти баланс между контролем и помощью франчайзи.
Неважно, насколько успешна ваша стратегия, качество управления бизнесом в местности осуществляется франчайзи, который всегда должен стремиться к улучшению работы своей точки продаж.
Арендовать готовый бизнес — один из самых простых и быстрых вариантов старта нового дела. Если вы рассматриваете возможность открыть малый бизнес по франшизе, то следующие 6 советов помогут вам правильно выбрать направление для развития своего предприятия.
1. Исследуйте рынок
Первый и самый важный шаг при выборе направления для своего бизнеса — исследуйте рынок. Загляните на специализированные сайты, посмотрите на товары и услуги, предоставляемые другими компаниями. Обратите внимание на франшизы, которые уже работают в вашем регионе. Не забудьте про фастфуд: 56% точек в России открыто по франшизинговой схеме.
2. Выявите потребности населения
Выбрав несколько вариантов, остановитесь на тех, которые наиболее востребованы в вашем регионе. Это поможет вам понять, какие товары и услуги пользуются спросом. Не бойтесь открываться на новых рынках: некоторые франчайзеры устанавливают ограничение на количество представительств на конкретной географической территории, что значит — вы априори не окажитесь лишним.
3. Следуйте своим интересам
Работа по франшизе предоставляет вам возможность заниматься тем, что нравится. Оцените свои интересы и выберите направление, которое будет вам по вкусу. Не забывайте, что это поможет справляться со стрессами, неизбежно возникающими при открытии нового дела.
4. Понимайте свою компетентность
Чаще всего люди открывают малый бизнес под влиянием моды, нежели по-настоящему интересуются темой своего предприятия. Если вы решили открыть бизнес по франшизе, то вы можете быть уверены в том, что вам помогут учиться и развиваться, а значит — справиться с проблемами будет значительно проще.
5. Оцените свои финансовые возможности
Ваш бизнес потребует стартового капитала. Выбирайте направление, которое оставит вам хотя бы небольшой запас финансов на покрытие рисков. В случае с франшизой часть рисков снята, большинство моментов просчитаны специалистами заранее.
6. Вернитесь к списку франшиз
Сориентировавшись в ситуации, выберите два-три подходящих варианта и свяжитесь с хозяевами бизнеса для уточнения деталей. Начав работать по франшизе, вы можете в результате начать свое собственное уникальное дело, набравшись опыта.
Не боятесь выбирать и исследовать новые направления. Открывая малый бизнес по франшизе, вы можете получить не только ощутимую прибыль, но и ценный опыт. Кроме того, многие известные марки используют франчайзинговую схему для расширения своих бизнесов. Например, российское отделение McDonald's планирует открыть 60 новых ресторанов, в том числе и по франшизе.
Существует множество вариантов бизнеса, которые заслуживают внимания на фоне экономического кризиса. Эксперты РАФ считают, что в условиях такой ситуации наибольший спрос наблюдается на услуги, которые сэкономят время и деньги клиентов. Например, онлайн-сервисы переживают бум. Одним из наиболее известных представителей этой сферы является GetTaxi. Компания предоставляет не только удобные пассажирские перевозки, но и постоянно радует клиентов разнообразными скидками и сюрпризами.
В ресторанном бизнесе становятся все популярнее различные франшизы, такие как "ГрильХаус" и Kill Fish Discount Bar. Они активно организуют маркетинговые акции в социальных сетях и усиливают спецпредложения. Тем не менее, чем более современный и яркий бизнес, тем выше порог входа. Например, первоначальные инвестиции в Kill Fish Discount Bar варьируются от 2 800 000 до 5 900 000 рублей (в зависимости от региона), и также потребуется помещение площадью не менее 100 кв. м. В то время как точка "СТАРДОГ!S" может быть открыта на 5 кв. м всего с инвестициями от 350 000 до 1 500 000 рублей.
Помимо этого, следует обращать внимание на вступительный взнос и момент, когда начинается взимание роялти. Некоторые компании предоставляют франчайзи время для "осмотра" и начинают взимать роялти только через несколько месяцев после запуска бизнеса. Наиболее интересным вариантом являются те франшизы, которые не предусматривают выплат роялти и паушальных взносов. К ним относится, например, компания "Еврочехол". Они ориентированы на получение доходов от продажи уникальной продукции франчайзера.
Список самых выгодных франшиз 2016 года был опубликован в журнале Forbes. Для того, чтобы попасть в этот список, франшиза должна была работать на рынке уже не менее трех лет и соответствовать десяткам критериев, связанных с инвестициями и прибыльностью.
Ниже приведены пять самых перспективных франшиз, согласно рейтингу журнала Forbes:
- Лабораторная служба «Хеликс». Инвестиции: 750 000 рублей при открытии лаборатории с нуля, 150 000 рублей — при открытии лаборатории действующей клиникой. Роялти: 2%. Вступительный взнос составляет 50 000 рублей, а окупаемость средств — 3 месяца.
- «СДЭК», экспресс-доставка грузов. Инвестиции: 350 000 рублей. Роялти: 10% после 6 месяцев работы. Вступительный взнос составляет 150 000 рублей, а окупаемость гарантирована через 3-6 месяцев.
- Unibrait , оборудование и компоненты для нанесения зеркальных покрытий. Инвестиции: 2 000 000 рублей. Роялти: 10% спустя 6 месяцев работы. Вступительный взнос составляет 150 000 рублей, а франшизу можно будет окупить через год.
- Служба недвижимости «Миэль». Инвестиции: 1 000 000–2 500 000 рублей. Роялти: от 18 000 рублей. Вступительный взнос составляет 350 000 рублей, а окупаемость приобретения франшизы — 12 месяцев.
- Samura , продажа японских ножей. Инвестиции: 300 000 рублей. Роялти: отсутствует. Окупаемость средств гарантирована через 3 месяца, а вступительный взнос не требуется.
Также стоит отметить, что если не нашли свою франшизу в данном рейтинге, это не значит, что она менее перспективна. Также необходимо учитывать возможную ангажированность журнала и оценивать другие предложения.
Фото: freepik.com