Финансовое планирование и бюджетирование: какие подходы могут быть эффективными для бизнеса

Финансовое планирование и бюджетирование: какие подходы могут быть эффективными для бизнеса

В настоящее время, чтобы обезопасить бизнес от возможных проблем, необходимо создавать продуманный финансовый план и бюджет. Руководство компании, которое не имеет четкого и полного представления о количестве доходов и расходов в настоящий момент и в будущем, рискует оказаться в крайне неблагоприятной ситуации, где может возникнуть угроза банкротства. Поэтому, финансовое планирование, прогнозирование и бюджетирование являются неотъемлемыми компонентами менеджмента на любом предприятии. В этой статье мы расскажем об этих понятиях, описываем связи и различия между ними, а также дадим рекомендации относительно эффективного управления финансовым планированием.

Финансовое планирование и бюджетирование - эти понятия нередко путают друг с другом. Несмотря на то, что между ними есть связь, их не следует путать.

Финансовое планирование - это стратегия, направленная на распределение денежных ресурсов, как текущих, так и ожидаемых для обеспечения потребностей предприятия. Главная цель - распределить расходы таким образом, чтобы бизнес мог успешно развиваться, приносить прибыль и выполнять обязательства перед государством, клиентами, кредиторами и другими заинтересованными сторонами. Финансовый план отражает источники доходов, цели расходов, графики платежей и поступлений за долгосрочный период.

Финансовое прогнозирование предполагает распределение средств с учетом потребностей компании. Но в отличие от планирования, прогнозирование опирается на предположительные, а не достоверные данные.

Бюджетирование же является одним из инструментов финансового планирования. Это система управления денежными ресурсами компании, ее доходами и расходами на короткий период (обычно до года). Бюджетирование предполагает учет операций и структуру планов поступлений и затрат по разным направлениям бизнеса, подразделениям и проектам.

Финансовое планирование и бюджетирование работают в тесном взаимодействии: финансовое планирование устанавливает общие цели, а бюджетирование позволяет разработать практические способы их достижения. Бюджетирование также является инструментом управления персоналом, устанавливая финансовую дисциплину на предприятии.

Важно отметить, что расчеты в финансовом планировании базируются на доходных и расходных операциях, выполнение которых можно ожидать с большой вероятностью, в то время как финансовое прогнозирование - на неопределенных данных, таких как предположения о росте цен на товары.

Задачи финансового планирования и бюджетирования нацелены на обеспечение равновесия между денежными ресурсами и потребностями организации в них, а также на выбор наиболее эффективного способа распределения средств. Для достижения этих целей необходимо решить множество задач. Финансовое планирование предприятия может помочь выявить скрытые резервы, увеличить прибыль, определить прибыльные направления работы, проанализировать соотношение денежных средств с производственным планом, гарантировать своевременную выплату налогов и выполнение обязательств перед поставщиками, кредитными организациями и клиентами, а также уменьшить финансовые риски и понять, нужно ли предприятию внешнее финансирование и как контролировать работу подразделений.

Бюджетирование как инструмент финансового планирования специализируется на решении следующих задач: составление планов показателей на ограниченный временной период (год) по каждому направлению работы компании (бюджетная структура определяется в зависимости от особенностей бизнеса), обеспечение взаимосвязи между бюджетами, разделение ответственности за сферы деятельности и контроль реализации бюджетов с помощью план-фактного анализа. Сравнение реальных данных с плановыми показателями помогает определить, какие процессы нуждаются в оптимизации и какие действия необходимо предпринять в первую очередь.

В настоящее время принято классифицировать финансовое планирование с учетом различных признаков. Один из наиболее распространенных критериев - это сроки. Таким образом, финансовое планирование и прогнозирование на предприятии может быть стратегическим, текущим и оперативным.

Однако кроме этого критерия, виды планирования могут быть классифицированы и по другим основаниям. Например, они могут быть различными в зависимости от объекта. Два основных вида финансового планирования по данному критерию - это финансовое планирование и налоговое планирование. В свою очередь, налоговое планирование бывает как стратегическим, так и текущим.

Стратегическое планирование является самым долгосрочным - в среднем до 5 лет. Его задача заключается в определении тенденций развития компании на длительный период и установлении путей достижения целей. Во время стратегического планирования выявляется необходимость финансирования предприятия, устанавливаются способы привлечения ресурсов и проводится прогнозирование результатов.

Текущее планирование охватывает период до 1 года. Оно строится на основе разработанной финансовой стратегии, с долгосрочными целями с течением времени выносятся на промежуточные. Затем составляются годовые планы расходов и прибылей, при этом главным инструментом текущего планирования является бюджетирование.

Оперативное планирование - это низший уровень постановки задач, который подразумевает разработку конкретных алгоритмов (планов, графиков) для сотрудников подразделений и рассчитан на период до 3 месяцев. Оно включает контроль за выполнением заданий.

Существует множество методов финансового планирования и прогнозирования, которые могут применяться в каждом из вариантов планирования на предприятии. Экспертные оценки - это подход, основанный на мнениях специалистов в соответствующих областях. Методы экстраполяции определяют тенденции развития планируемого объекта. Методы моделирования предусматривают построение математических моделей, а нормативный метод учитывает уже существующие нормы. Балансовый метод заключается в установлении равновесия между поступающими ресурсами и их затратами.

Эффективное финансовое планирование является ключевым для любого бизнеса. Без адекватной оценки перспектив развития, определения допустимых объемов затрат, приоритетных направлений использования денежных ресурсов и потребностей в инвестициях, невозможно развивать свой бизнес.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *