Русские в Зазеркалье: как Голливуд создавал отечественную реальность
Фото: Кадр из фильма Современный вариант капитализма в России во многом был «списан» с американских фильмов про мафию.
Сергей Митрошин
«До сих пор остается неизученным фактор влияния на отечественное сознание такой штуки как "Сопрано", - пишет сетевой публицист и некогда популярный телевизионный спикер Андрей Никулин. - В свое время полстраны смотрело этот сериал о жизни итальянской мафии в Нью-Джерси. Насколько помню, особенно пристальным вниманием он пользовался в "силовых структурах" и у их "оппонентов", как некое учебное пособие» .
Ту же мысль в это самое время обдумывал и я, но более широко, отмечая, что соприкосновение «русского мира» и «иных миров» происходило в основном в области описательного или войны.
Так было в эпоху царей, когда Ницца была доступна лишь русским аристократам, а остальные про Ниццу ничего не знали. Потом 1914-год (война), 1917-ый год (переворот), и почти век суровой изоляции. Однако затем нас посетили четверть века относительной открытости («как порох, сгорает быстрая «оттепель»), воспитавшее поколение «открытых университетов». А потом наступило нечто, что пока не поддается объективному анализу, но опять оторвало нас от цивилизации, в том числе тактильно, и визуально, и, возможно, на десятилетия.
Спрашивается, а как же мы тогда формировали представление о том, что происходит «за стеной»?
Очевидно, так, что внешний мир был для большинства старых и новых невыездных россиян презентован исключительно художественными и публицистическими образцами гуманитарных посредников.
Капитализм – Марком Твеном. Запад в целом – вестерном, причем восточногерманским, да еще социальные отношения в виде рассказов про мафию и гангстеров. Не удивительно, что марксовское «ради 300 процентов прибыли капитализм пойдет на любое преступление» было понято не столько как сарказм критически мыслящего социального философа, сколько как руководство к действию в момент запуска рыночной экономики. Ведь так нам сам Маркс повелел! (Хотя на самом деле первым это сказал не Маркс, а T. J. Dunning, критикуя торговлю рабами.)
Я готов поклясться, что в сознании советского школяра застряли истории вроде того «Как Том Сойер заставил мальчишек покрасить его забор».
Хитрый капиталистический мальчуган, увиливая от порученный ему работы, выдал покраску забора за развлечение перед приятелями и даже стал брать плату как бы за франчайзинг.
«...Том отлично провел все это время, ничего не делая и веселясь, а забор был покрыт известкой в три слоя! Если б у него не кончилась известка, он разорил бы всех мальчишек в городе...».
И похоже, что большинство современных отношений найма в России вытекли именно из этого эпизода. «А возьми-ка, ты, парень, свой автомобиль, добирайся к нам за 100 км, всё нам тут сделай, что мы скажем, а потом мы, может быть, тебе заплатим. Завтра. Или через месяц. Или в конце года», - типичный вариант трудового договора.
Если капитализм в России, таким образом, сформировался из сатиры на капитализм, то с кино про мафию пришла к нам и мафиозная романтика.
Но началось она не с «Сопрано» ( The Sopranos, сериал, 1999–2007) , как думает Никулин, - все-таки этот сериал был для «продвинутых», а с «Крестного отца», 1972 , который и для Запада стал культурным альбатросом, предвестником этической бури.
Меня, кстати, всегда поражало, почему «Крестный отец» вписал Копполу и Пьюзо в ранг великих, хотя ничего философского или шибко художественного в раскрытии этой темы у них не было.
Ну, внутренний мир бандюганов, делов-то? У нас что бандитов не хватает? Мы плохо понимаем их душевные струны? Странно лишь то, что бандит по-русски - это дурнопахнущий мордоворот с топором и кущевские Цапки, а западные «гангстер», «мафиозо» – звучало и загадочно, и привлекательно...
А и правда, гангстер одет с иголочки («В джазе только девушки», 1959 ), тщательно выбрит, в хорошем костюме и на быстрой тачке – есть чему подражать. К тому же это и не всегда было художественным преувеличением. «За стеной» люди действительно начали ходить в костюмах и в галстуках гораздо раньше, чем мы в Совке, даже если оставались безработными и бомжами. Просто там другой одежды не было, что, видимо, повелось еще с религиозных собраний. Вспомните хотя бы персонажа Чарли Чаплина – он хоть и безработный из Большого города, но всегда в котелке и с тросточкой. А в России ему бы с презрением бросили: «А еще и бабочку надел».
Тем не менее, описывая мафиозное, Пьюзо и Коппола совершили революцию. Они сказали: а давайте, мы покажем вам некий зеркальным мир, в котором разыгрываются такие же страсти, как в вашем, добропорядочном, но все построено не на законе, религиозном идеале, американской мечте, а на гангстерских понятиях, тоже в каком-то смысле освященных вековыми традициями, но которые всё извращают. Эдакие «гангстеры тоже плачут». При этом Коппола не сразу загорелся снимать такой фильм, а Пьюзо не сразу написал адекватный сценарий, а сами «гангстеры», прознав про проект, поначалу тоже весьма ревниво отнеслись и к тому, что кто-то собирается препарировать их внутренний мир.
Фрэнк Синатра, например, чуть не подрался с Пьюзо в ресторане, обвиняя писателя в том, что образ певца Джонни Фонтейна из саги клеветнически списан с него, тем самым, правда, и подтвердив такое подозрение. Об этом подробно рассказано в познавательном сериале «Предложение», The Offer, 2022 , снятого по следам проекта «Крестный отец».
Описывая «привлекательность» зазеркальной этики «Сопрано» для россиян эпохи великого транзита – от социализма к капитализму, а потом и еще куда-то, - Никулин справедливо отмечает то, что, по его мнению, россиянам может в этой зазеркальности понравиться и оно сможет привиться.
А именно: « Ценностный нигилизм, цинизм, уверенность, что любого можно или купить, или убить, приоритет личной преданности и выстраивания собственной, лично же тебе обязанной команды, требование от команды преданности же и регулярных "заносов", немудреный патриотизм, джингоизм и зацикленность на прошедшей Второй мировой, как хобби. Далее - умеренная религиозность, показная и лживая семейственность, ненависть к геям и презрение к прочим меньшинствам, взгляд на любой окружающий тебя пейзаж или человека, как кормовую базу, которую можно только выпотрошить до нуля и выбросить, соответственное же отношение к местным бизнесам ».
Все это верно, несмотря на различные подразумевающиеся кавычки. Все-таки «привлекательность» и «американскую мечту» мы ставим в кавычки, выражая надежду, что она не для всех, поскольку наверняка есть и «настоящие пионеры». Важнее, что современный добропорядочный гражданин – что на Западе, что в России, а в России даже больше, - оказался как бы зажат между двух этих этик и двух традиций, то есть между зеркал.
С одной стороны, у него государство, которое постоянно и как бы законно узурпирует полномочия, залезая на поле гражданских прав. Вроде того, как оно у нас только что под сомнительным предлогом закрывает профсоюз журналистов и распространяет карательные практики за пределы судебных решений. И мафии, которая свободолюбиво игнорирует эту государственную интенцию, но навязывает этику жизни по мафиозным понятиям. Причем, иногда эти зеркала отражаются друг в друге. Ведь и там «понятия», и здесь, в общем, тоже «понятия». И там гангстеры, и здесь прокуроры-коррупционеры. Близнецы-братья.
Как жить между зеркал - тема для еще одного художественного поиска.
В кино она обычно маркируется «серой зоной» и «сложным, амбивалентным героем». Декстерами, шпионами, дьяволами-финансистами. Но мне кажется символичной довольно старая уже картина о «Голубоглазым Микки», Mickey Blue Eyes , 1999, с молодым еще Хью Грантом. Его добропорядочный и интеллигентный герой вознамерился жениться, но девушка оказалась из мафиозной семьи, которая тут же влезла в дела нашего Микки и полезла еще дальше и глубже, приделав герою гангстерскую кличку «Голубоглазый Микки».
И в каком-то смысле часть бытовых проблем, - ура! - чудесным образом решилась, как они бы решились у любого конформиста нашего века. Зато на смену им заступили проблемы покруче и с ФБР. Как со всем этим ужиться, как жить современному интеллигенту между реальных, а не комедийных зеркал, отстаивать позицию, но не выходя за рамки, которые устанавливает государство-узурпатор? И чтобы при этом не пускаться в противозаконные крайности. Об этом, в общем-то, это старое кино, неожиданно ставшее актуальным.
Побуждает размышления долгие и сложные. А короткий ответ тут такой: «Как-как, крутиться надо!»
Последние новости
График приёма граждан руководящим составом ОМВД России по г.о. Ступино на январь 2025 года
Начальник ОМВД России по г.о.Ступино полковник полиции Довгань Сергей Николаевич 29.01.2025 г. (среда) с 17.00-20.
Шоу в рамках проекта «Зимний фристайл-мотокросс» пройдёт в Люберцах
15008 просмотров Шоу в рамках проекта «Зимний фристайл-мотокросс» от команды FMX13 пройдет в городском округе Люберцы 7 января.
Специалисты МОЦОМД Люберец предупреждают об опасности использования петард и хлопушек в новогодние праздники
15030 просмотров Врачи-комбустиологи детской больницы МОЦОМД Люберец предупреждают об опасности использования петард и хлопушек в новогодние праздники.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения